воскресенье, 1 мая 2011 г.

Жизнь на грани

На днях мы с коллегами-манагерами обсуждали наши основные активности в компании и задумались о том, как мы себя ведем в ситуациях, когда на наш взгляд появляется конфликт интересов заказчика и интересов команды. Как вы помните, менеджеры живет на информационных потоках, а так же на границе между командой разработки и заказчиком. Нередко жизнь предлагает нам весьма противоречивые ситуации, в которых кто-то проникается "бизнес-нидс" заказчика и начинает больше давить на команду, а кто-то бросается в бой за отстаивание прав команды на 40-часовую рабочую неделю, выбор технической реализации, право на оценку и прочие идеи Agile... очевидно, что выбор крайней позиции в данном случае абсолютно неприемлем и ведет к серьезным проблемам с заказчиком и с командой, что в конечном счете негативно сказывается на самой компании и на ее бизнесе.
Как менеджеру выбирать стратегию, которой следует придерживаться в каждой конкретной ситуации? Как ему понять, что вот в этом случае надо согласиться с заказчиком и идти мотивировать команду на овертаймы, говнокод или еще какое-нибудь еще мракобесие...а вот в том случае необходимо вложить максимум усилий в то, что бы переубедить заказчика и в крайнем случае жестко упереться, рискуя в будущем потерять контракт...
И вот какая интересная (и конечно, довольно очевидная :) ) мысль нас посетила: в этой ситуации сама компания способна подсказать менеджеру правильный сценарий, помочь ему сориентироваться и выбрать наиболее адекватную модель поведения в каждой потенциально конфликтной ситуации!
Для этого достаточно иметь четкие ценности, проповедуемые в компании - ценности человеческие и профессиональные, ценности, которые разделяют все сотрудники компании и которые определяют те самые грани, за которые менеджер никогда не зайдет отстаивая права и цели как заказчика так и команды.
В отсутствие таковых, каждый менеджер вынужден опираться только на свои личные ценности и в случае несовпадения этих ценностей с текущим "курсом" компании менеджер начинает играть против собственного нанимателя... очевидно, что это не способствует его успеху и карьерному росту. То есть в худшем случае, когда ценности менеджера и компании расходятся на 180 градусов, то он регулярно получает "по шапке" за неверные решения и в конце концов компания с ним расстается, так как "не сошлись" или того круче - "да он хреновый менеджер".
Конечно, такие случаи не так часты и обычно менеджер не настолько "выпадает" из компании - просто потому, что когда его нанимают, подсознательно все равно выбирают людей со схожими ценностями. Но ведь менеджер-то не в курсе, что его наняли в эту компанию, потому что он готов до хрипоты отстаивать лозунг "NO OVERTIMES!" даже когда бизнес заказчика летит ко всем чертям из-за ошибки в программе...
Поэтому, господа менеджеры, настоятельно рекомендую вам любыми средствами вырвать из компании ее ценности, причем желательно еще и сделать так, что бы они стали публичными, распространились среди всех сотрудников компании или хотя бы разделялись другими менеджерами. В этой ситуации компания будет вынуждена закрепить их, отлить в бронзе и при (спаси Господи) корректировке - публично обновить идею. Тогда и ваши коллеги и подчиненные будут понимать и разделять ваши решения, что действительно необходимо для успешной и счастливой (да-да!) работы в компании. А если вы вдруг поймете, что ваши ценности и корпоративные слишком разные...ну что же, тогда Вы сами сможете принять единственное правильное решение...

11 комментариев:

  1. Решение о формулировке миссии и целей - это прикольно если команда не набрана, имхо.

    А вот, если часть персонала компании не будет разделять эти миссии и цели?
    Потери компании, в случае их ухода (я думаю не только к менеджерам относилось: "А если вы вдруг поймете, что ваши ценности и корпоративные слишком разные...ну что же, тогда Вы сами сможете принять единственное правильное решение...") будут оправданы?

    ОтветитьУдалить
  2. Зато представь насколько эффективна компания, в которой все действительно разделяют общие цели, идеи и ценности! Насколько надежна и комфортна для сотрудников эта структура!!! Упрощается найм сотрудников, "управление" ими..."мотивация" перестает быть словом ругательным...мы перестаем "работать работу", мы начинаем делать то во что верим!
    Такая команда, такая компания будет рвать новые проекты как грелки, она будет создавать действительно суперские продукты и именно такие компании меняют мир, а не те, где в отношениях с людьми царит недоговоренность и "личные договоренности".

    ОтветитьУдалить
  3. Рома, да, эффективно.

    Вот только прежде чем действовать, я на месте бизнеса бы оценил возможные потери. Терзают меня сомнения что любую компанию, не разваливая, не привлекая сильного лидера, можно сделать такой клевой :)

    ОтветитьУдалить
  4. Серега, Даже если люди не разделяют эти ценности, а просто "работают работу" знать их полезно всем. Наврядли большинство людей являются на столько "бунтарями" что тут же кинутся менять работу из-за несовпадений своих ценностей с ценностями компании.

    P.S.>И ни одна компания без сильного лидера (явного или нет) не может быть продуктивной ;)

    ОтветитьУдалить
  5. Согласен.
    Но ведь, возможны ситуации, когда неформальному или формальному лидеру в коллективе не понравится миссия компании. Он уйдет и уведет за собой часть сотрудников.

    Я просто полагаю что прежде чем призывать к "революциям" хорошо уточнить, что можно посчитать, да или хотя бы обозначить в явном виде, возможные потери\риски для бизнеса, и не стоит сразу ломиться менеджеру, сломя голову, в атаку.

    P.S. Компания без лидера может быть без убыточной несколько лет, например. Непродуктивно, но вполне реально.
    А вот эти изменения без лидера проворачивать глупо, халява закончится и бизнес прийдет в упадок :)

    ОтветитьУдалить
  6. Сергей. Во-первых, я сразу хочу уточнить, что я не призываю ни к каким революциям или бунтам. Основной мой посыл заключается в том, что честность и открытость в отношении компании и ее сотрудников (а особенно команды менеджеров составляющих лидерский "скелет" компании) избавлет нас от массы проблем и создает надежную структуру, которая поддерживает сама себя. Когда ты знаешь, что компания разделяет с тобой жизненные ценности - ты доверяешь компании...и наоборот. Это позволяет нам работать не "на контору" а "вместе с компанией".
    В то же время мы все понимаем, что чем более ответственную роль ты играешь в компании (лид, манагер, директор, повелитель всего сущего...) тем больший уровень доверия необходим между сотрудником и компанией. Поэтому уже на уровне менеджера, когда твои решения непосредственно влияют на настоящее и будущее отношений компании с тем или иным клиентов тебе жизненно необходимо начать доверять компании и vice versa.
    Поэтому, если компания хочет доверять своим менеджерам, а менеджеры хотят быть уверены, что их решения соответствуют духу и ценностям компании - им действительно важно знать друг о друге главное - чем менеджер/компания живет, какие у него/нее ценности, какие рамки, какие цели?
    В противном случае вы просто будете постоянно сталкиваться углами с собственной компанией и наивно удивляться тому что это происходит...

    ОтветитьУдалить
  7. Рома, я понял, что я ничего не понимаю.

    Что подразумевается у тебя под "компанией"?

    ОтветитьУдалить
  8. Сергей...давай для начала предположим, что компания - это твой работодатель...некая организация. Что тебя смущает?

    ОтветитьУдалить
  9. Позволю себе пояснить, почему я был ввергнут в катарсис понятием компания, и почему я предпочел уточнить, прежде чем бессовестно троллить:

    В начале мне показалось, что ты пишешь об отношении топов к мидл менеджементу - не с точки зрения организации, а с точки зрения того, что "ребята, мы делаем одно дело, не дело нам таиться и играть в угадайку на уровне руководителей".
    Потом увидел фразу про разные уровни corporate ladder и отношение между компанией и человеком. И особенно про повелителя. И отношение между ним и компанией - понял, что компания это, скорее всего, форма организации бизнеса.
    И для того, чтобы не оставаться дальше говорящим на другом языке - уточнил.

    Смущает: работодатель для повелителя всего сущего - я не понимаю, как это может выглядеть с точки зрения бизнеса.

    ОтветитьУдалить
  10. ок :) на са это реальная история - в одной из компаний, в которой я работал нам предоставили полную свободу касательно того, какая должность будет указана на визитке...таким образом у одного из нас и появились визитки с должностью "повелитель всего сущего".
    Не знаю, использовал ли этот человек эти визитки по назначению, но факт есть факт :)

    Если оставить в стороне шутку про повелителя - какие еще есть замечания или идеи, Сергей?

    ОтветитьУдалить
  11. Рома, я что-то не уверен с blogspot(ом), что комментарии восстановятся, ответ на твой комментарий, после моего ответа на комментарий: "Сергей...давай для начала предположим, что компания - это твой работодатель...некая организация. Что тебя смущает? "
    Нет, ни замечаний, ни пожеланий. Я вообще приверженец стиля управления, описанного в "Мотивации в стиле экшин" Клауса Кобьелла.
    Максимум прозрачности и сопричастности к бизнесу у всех... :)

    ОтветитьУдалить