понедельник, 24 мая 2010 г.

"Встречают по одежке" или Артефакты Первого Контакта

Добрый день!

Когда задумываюсь, почему в компанию не так легко привлечь классных программистов, в первую очередь начинаешь вспоминать свои собственные оценки компаний по первому впечатлению. Новая работа, новая машина, новое знакомство - все это подвержено эффекту первого впечатления и если на входе в XXX-Soft ты столкнулся с ковыряющимся в носу програмером в затертых домашних тапках и грязной чашкой с кофе в руках, то вот не станешь ты там работать (ну это я про себя :) - у всех разные пунктики).
А вот если в вашей компании есть практика интервью в несколько этапов, когда сначала кандидат пишет тестовое задание(кодит), общается с HR, заполняет анкету и лишь на следующем этапе сталкивается со своими будущими товарищами по оружию, то что для него (кроме затертых тапочек) важно? Что дле него - лицо компании-работодателя?

  1. Имидж компании - то, что он знал до прихода на интервью. Он либо есть, либо его нет. Для многих софтверных компаний со штатом менее 200 человек его почти что нет. За исключением ярких продуктовых компаний для которых узнаваемость бренда для кандидатов - это побочный эффект от работы отдела маркетинга и рекламы, направленной на совсем другую целевую аудиторию.

  2. HR-отдел - саааамое первое, что кандидат узнает о компании, это то как ее рекрутинг пишет письма и разговаривает по телефону. HR бывают девочки и мальчики. Девочки привычнее, так что когда с тобой связывается HR-мальчик, то сразу как-то становится интересно, что это за контора такая? :) Но в целом, в меру профессиональный HR который способен общаться на удовлетворительном деловом уровне и представляет себе область в которой он работает имеет скорее нейтральный pH. То есть воодушевить кандидата ему вряд-ли удастся, поэтому основная задача рекрутера в компании - найти кандидата и бережно передать дальше.

  3. Артефакты первого контакта - сайт компании, документы о компании, которые высылает HR для кандидатов, анкета, тестовое задание, офис компании, точнее несколько его ключевых (для первого контакта) мест:

    - бизнес-центр, где размещается компания, точнее его фасад и холл
    - коридоры компании
    - кабинет, в котором проводится собеседование с HR
    - кабинет, в котором проводится выполнение тестового задания и заполнение анкеты
    - кабинет, в который тоже захочется сходить, особенно если интервью затянется

    Ужас! До чего я договорился - "Сортир - лицо компании!" :) Шутки-шутками, но для меня, например имидж Microsoft был несколько подпорчен тем, что в их офисах в Редмонде перегородки между кабинками едва достигают подбородка.
    Впрочем, думаю, что это суровые американские принципы секьюрити направленные на защиту мирных граждан от угрозы мирового терроризма. Иначе что заставило уважаемую компанию превратить свои "места отдохновения" в прототип игры "Убей Крота!" (по крайней мере это очень похоже на нее когда ты моешь руки в умывальнике и вдруг видишь в зеркало как у тебя за спиной из-за перегородки появляется чья-то голова...а потом еще одна - по соседству :)

Теперь давайте взглянем на то, что мы в состоянии изменить в нашей компании (кроме сортиров) для того, что бы классные програмеры после первого контакта даже и не думали о другой компании или, по крайней мере, не посылали бы нас на фиг после первого интервью, а напротив, были готовы продолжать этот процесс дальше!

  1. Бизнес-центр (или Ваше здание) - серьезный замах. Думаю, что эту тему мы сейчас не будем даже затрагивать, так как для многих компаний это данность, изменить которую в контексте работы с кандидатами несколько нерентабельно
  2. Коридоры _вашего_ офиса - ага! Уже ближе! Это уже территория компании и бюджет для интерьерных изысков выглядит более адекватно, чем переезд в бизнес-центр класса А+. Тем более, что в этом аспекте гораздо важнее творческий подход и свежесть идей нежели кисти с бахромой и золотые канделябры. Достаточно вспомнить впечатления господина А. Орлова увековеченные в его статье. Тут главное - отодвинуть подальше бубнил и зануд, призывающих к серьезности и умеренности - большая часть штата IT-компании - молодые ребята, которым эта серьезность в печенках сидит.

  3. Помещение для собеседования с HR. Итак, это первое помещение, в которое попадает кандидат. Если мы говорим о разработчике (программист, тестер, дизайнер...), то он понимает, что это помещение - не его рабочее место, но по тому, как оно организовано, можно сделать первые выводы о компании. Например (если это - комната для совещаний):
    - Наличие этой самой комнаты. Ведь когда в компании нет комнаты для совещаний, то это первый признак экономии на сотрудниках. К счастью, в большинстве компаний сейчас таковая имеется.
    - Обстановка (мебель) в комнате. Ага, смотрите - в переговорную притащили поломанные стулья со всей конторы, разваливающийся стол и сгнивший фикус, а на стене висит грязная доска метр на полтора! Как вы думаете, кто-нибудь в этой компании думает о том, что бы сотрудникам было комфортно работать здесь?
    - Мелочи (канцелярия). Воистину прекрасны компании и совершенен офис-менеджмент если Вы видите в комнате для совещаний вдоволь маркеров для доски, стопки бумаги для записей, карандаши и ручки. Сразу предупрежу. Это - колоссальная редкость, признак серьезных компаний обычно западного капитала.
    - Оборудование. Стационарный проектор, оборудование громкой связи или теле/видео-конференции, powered-table (стол с разводкой всяких кабелей и прочее). Это - признак супер-крутости компании в части заботы о рабочем месте сотрудника...или просто стремление руководства к пафосу "как в микрософте".

  4. Помещение для выполнения тестового задания.
    Здесь кандидат, скорее всего, столкнется уже с чем-то, что возможно, позволит ему представить свое будущее рабочее место. Рабочий стол, кресло, компьютер - то, что окружаем разработчика 8 и более часов в день. Поэтому, когда его приводят в комнату площадью 2 квадратных метра и сажают за замызганный комп на шаткий стульчик, то темная сторона начинает одолевать даже самых продвинутых джедаев. Вот несколько советов, как заставить медихлорианы в мозгу кандидата крутиться в нужном направлении:

    • Выделите нормальное помещение для работы кандидатов. Как вариант - установите нормальный комп (или выделите лэптоп) в комнате для переговоров. В идеале это помещение должно говорить кандидату у том, какое у него будет рабочее место
    • Поставьте туда классную мебель (может даже получше чем на рабочих местах) - стеклянный стол, удобное дорогое кресло на колесиках
    • Компьютер должен быть адекватной производительности и конечно же с хорошим TFT-монитором не менее 21". Клавиатура и мышь должны быть новыми и чистыми. Всегда.
    • Подсказки. Возможно, у кандидата во время выполнения задания появятся какие-то бытовые вопросы или он закончит раньше времени. Составьте яркий короткий мини-хелп (с контактами HR, расположением туалета, кофе-машины и т.д.) на ламинированной бумаге и оставьте его на кандидатском рабочем месте.
    • Мелочи(канцелярия). Все то же самое, что и о помещении для собеседования с HR.


Ну и все же обратите внимание, есть ли в туалете туалетная бумага...а то ведь неловко будет...

Комментариев нет:

Отправить комментарий